урок 1

домработница как работник в семье

План урока:
  • 1
    Обязанности
  • 2
    Мягкие навыки. Общение с работодателем, управление эмоциями
  1. Обязанности
Что входит в обязанности домработницы

Перечень должностных обязанностей помощника зависит от требований работодателя и обсуждается на старте сотрудничества. Обычно в список задач домработницы входят:

  • поддержание порядка во всех помещениях;
  • выполнение бытовых поручений клиента;
  • уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • по согласованию — приготовление пищи.

Если помощник приходит в дом или квартиру каждый день, то перечень дел больше, чем при обслуживании раз в неделю. При желании можно поручить специалисту закупку продуктов и вызов сервисных служб.


Виды домашнего персонала — в чем отличия

Различают 3 типа обслуживающего персонала — в зависимости от квалификации и уровня ответственности. Помогать по хозяйству могут:


  • Горничные. Главная задача специалистов — выполнять качественную уборку на постоянной основе или разово, по запросу клиента. Например, горничная может поддерживать чистоту ежедневно либо проводить генеральный клининг перед приемом гостей.
  • Домработницы. Выполняют те же поручения, что и горничные, но берут на себя и другие задачи. Это глажка, стирка белья, химчистка и т. д. Специалисты помогают клиенту по максимуму освободить полезное время. Домработницы могут работать полный или неполный день в зависимости от договоренностей.
  • Экономки. Управляющие, которые разрешают организационные вопросы. Это может быть ведение учета расходов, оплата счетов, планирование ремонта, подготовка праздничных мероприятий. В больших домах и коттеджах экономки курируют работу других помощников по дому.

Все детали сотрудничества согласовываются до первого визита специалиста. Важно заранее уточнить оплату труда. Она может быть фиксированной (в день, неделю, месяц) или зависящей от количества отработанных часов.


Права и ответственность домработницы

Специалист имеет право на уважительное отношение со стороны клиента, своевременную и полную оплату труда.

Помощник по дому отвечает за:

  • некачественное выполнение обязательств перед клиентом — если претензии обоснованы, специалист должен устранять недочеты без доплаты со стороны работодателя;
  • материальный ущерб — в должностную инструкцию стоит включить пункт о компенсации в случае поломки или порчи имущества.

Что запрещено домработнице

Профессиональный помощник по дому не станет:

  • спорить, ругаться с клиентом;
  • входить в комнату без стука;
  • инициировать беседы не по делу;
  • обсуждать заказчика с друзьями, коллегами;
  • заниматься личными делами в рабочее время;
  • жаловаться клиенту на собственные неурядицы;
  • приводить в квартиру работодателя посторонних;
  • вести себя навязчиво, обсуждать провокационные темы.

Чего нельзя требовать от домработницы

Специалист не обязан:

  • брать на себя воспитание детей — этим занимаются профессиональные няни;
  • поднимать тяжелые предметы, двигать крупногабаритную мебель;
  • ремонтировать канализацию, прочищать трубы — для таких работ нужен сантехник;
  • мыть наружную часть окон — опасные работы должны выполнять специально обученные промышленные альпинисты;
  • выполнять задачи психолога.

2. Мягкие навыки. Общение с работодателем, управление эмоциями

Soft skills — навыки, которые слабо зависят от специфики профессии (иногда их называют «общечеловеческими навыками»). К ним относятся умение справляться со стрессом, работать в команде, самостоятельно обучаться, цифровые навыки.

В топ-10 soft skills входят:

  • Коммуникация
Умение эффективно коммуницировать в рабочей обстановке.

  • Командная работа
Способность курировать работу в команде, брать ответственность за часть работы, проекта, разделять обязанности и представлять результат совместного труда.

  • Problem-solving
Умение выявить проблему, определить причину ее возникновения, выбрать и осуществить решение из ряда альтернативных вариантов. Ключевой момент — автономность в данном процессе.

  • Гибкость
Ряд ресурсов не разделяет понятия «адаптация» и «гибкость», другие выделяют их в отдельные категории. Так или иначе, в современных условиях умение адаптироваться к меняющимся условиям в нерабочей и рабочей обстановке, к глобальным трендам и явлениям, является важной компетенцией.

  • Критическое мышление
Отсутствие критического мышления ставит под риск иные компетенции. Например, оно необходимо при выборе решения для проблемы из ряда допустимых вариантов, выдвижения предложений по корректировке рабочих процессов.

  • Лидерские навыки

Их важность для предпринимателя и управляющего персонала неоспорима. Однако лидерские навыки важны и для рядовых сотрудников — для работы в группе, менторства и обучения новых сотрудников.

  • Креативность
Возникновение неординарных проблем требует изобретения неординарных решений. Креативность может проявляться во множестве процессов — от дизайна и общения с клиентами до организации рабочего пространства.

  • Тайм-менеджмент
Навык, получивший особую актуальность в условиях карантина и тотальной «удаленки». Гораздо сложнее организовать рабочее время в привычной, но абсолютно нерабочей обстановке. Тайм-менеджмент необходим для эффективной организации работы, соответствия дедлайнам.

  • Надежность
Коррелирует с понятием ответственности — исполнительность по вопросу поручений, выполнение обязанностей. Сюда же можно отнести пунктуальность, в том числе в вопросах связи на расстоянии.

  • Деловой этикет
Владение деловым стилем общения в устной и письменной речи, своевременные ответы в мессенджерах, разделение личной и деловой коммуникации. Например, недопущения т.н. oversharing — стремления рассказывать о себе больше и подробнее, чем стоило бы.

Какими навыками и качествами должна обладать домработница?


В независимости от режима работы и круга обязанностей домработницы, требования к ее необходимым качествам будут в любом случае схожими:


  • Честность;
  • Опрятность;
  • Тактичность;
  • Немногословность;
  • Дисциплинированность.

Домработница должна уметь хранить «секреты семьи» и упоминание своих прошлых хозяев не в лучшем ключе, может в дальнейшем негативно отразиться на трудоустройстве домработницы в новую семью.


Лояльность, вежливость и соблюдение этики, необходимы домработнице, чтобы четко выполнять ваши требования, не навязывать свое мнение.


Домработница это собранный и дисциплинированный сотрудник, который рационально планирует свой рабочий день и не забывает выполнять необходимые поручения хозяев.


Помимо этого у соискателя на должность домработницы, должны быть:


  • Опыт работы;
  • Рекомендации;
  • Медицинская книжка.
  • Желательно курсы домработниц и знания VIP-гардероба.

Навыки домработницы проверяются простыми вопросами о том, как вывести грязное фруктовое пятно, чем она моет плиту, а чем унитаз, как вычистить ковер и пересадить. Помимо этого претендентку можно пригласить на один тестовый пробный день, чтобы оценить ее работу.


Перейти к следующему уроку