урок 1
Няня — как работник в семье
План урока:
  • 1
    Обязанности и внешний вид
  • 2
    Обеспечение жизни психологического и физического здоровья ребенка
  • 3
    Социальная адаптация в семье
  1. Обязанности и внешний вид
Основные требования

Няней может работать женщина, имеющая педагогическое образование и опыт работы с детьми соответствующего возраста (ясли, роддом, детский сад, младшая школа). Она должна владеть методиками раннего развития, любить детей и быть психологически устойчивой.

К тому же такие качества как аккуратность, доброта, чистоплотность, позитивный взгляд на мир добавят «веса» няне в глазах потенциальных работодателей.

Обязанности няни


Обязанности няни могут разниться в зависимости от возраста малыша, а также от договоренности с работодателем и уровня оплаты труда. Поэтому рассмотрим, какие же обязанности являются основными, а какие могут быть дополнительными.


К основным обязанностям относятся:


  • гигиенический уход за ребенком, обучение малыша правилам личной гигиены;
  • поддержание чистоты — уход за одеждой ребенка, уборка в комнате, смена постельного белья;
  • строго соблюдать распорядок дня;
  • обеспечение безопасности дома и на улице;
  • развивающие занятия с ребенком согласно его возраста; привитие эстетического вкуса и правил поведения в обществе;
  • игры с ребенком и развитие его творческих талантов;
  • сопровождение малыша (в детский сад, школу и на различные занятия);
  • приготовление полезной пищи и кормление.

Если же говорить о дополнительных обязанностях, которые хорошая няня может выполнять по договоренности с нанимателями, то ими являются:


  • приготовление пищи для всей семьи (особенно если ребенок уже взрослый и кушает то же, что и остальные члены семьи);
  • проживание няни в вашем доме (когда родители часто ездят в командировки или могут отлучаться по делам в любое время суток);
  • обучать ребенка иностранным языкам, музыке, танцам и другим навыкам;
  • убираться в доме, стирать и т. д. (в этом случае речь идет уже о няне-домработнице и соответствующим уровнем зарплаты).

Требования к внешнему виду няни могут различаться в зависимости от конкретных предпочтений и требований семьи, но общие рекомендации имеются:

1. Одежда.
Няня должна носить чистую, опрятную и удобную одежду, подходящую для работы с детьми. Рекомендуется выбирать нейтральные цвета и избегать ярких и вызывающих нарядов. Одежда должна быть соответствующей сезону и аккуратно подогнанной.

2. Гигиена.
Важный аспект — соблюдать гигиену и иметь чистые руки. Регулярное мытье рук перед контактом с ребенком является обязательным. Также важно следить за свежестью дыхания и поддерживать чистоту волос и ногтей.

3. Профессиональный облик.
Няня должна выглядеть профессионально и ухоженно. Рекомендуется аккуратная прическа, отсутствие яркого макияжа и минимум аксессуаров. Внешний вид няни должен подчеркивать ее серьезность, надежность и профессионализм.

4. Приятное общение.
Хорошая няня — проявляет доброжелательность, улыбку и умение общаться с ребенком и его родителями. Она должна создавать комфортную и доверительную атмосферу, чтобы ребенок и его семья чувствовали себя комфортно и уверенно.

5. Аккуратность и чистота.
Няня должна следить за своим внешним видом в течение рабочего времени. Она должна быть аккуратной и чистой, избегая запахов или следов пищи на одежде. Также важно следить за чистотой и порядком вокруг себя и ребенка.

Важно помнить, что требования к внешнему виду няни могут быть индивидуальными и зависеть от культурных и религиозных особенностей семьи. Перед началом работы няне рекомендуется обсудить и уточнить все требования и предпочтения с родителями ребенка, чтобы обеспечить соответствие и понимание ожиданий.

2. Обеспечение жизни психологического и физического здоровья ребенка
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.

Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками — залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта.
Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.

Очевидно, что существенная особенность дошкольного возраста заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Поэтому среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, оказывает двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер.

Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитания.
Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.
В своей деятельности для укрепления физического здоровья использую физкультминутки, подвижные и сюжетно-ролевые игры, релаксационные упражнения, психогимнастики, которые способствуют укреплению психического здоровья.

Доказано, что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.

3. Социальная адаптация в семье
Социальная адаптация няни в семье играет решающую роль в создании благоприятной обстановки для ребенка и обеспечении гармонии внутри семейного круга.

Первым и, вероятно, одним из самых важных аспектов социальной адаптации няни является установление взаимного доверия с родителями. Успешное взаимодействие няни и семьи основывается на взаимном уважении, понимании и открытой коммуникации. Родители должны быть уверены в надежности и профессионализме няни, а няня должна четко понимать ожидания семьи и быть готовой соответствовать им.

Вторым важным аспектом является адаптация няни к образу жизни и правилам семьи. Родители должны ясно донести до няни свои предпочтения, особенности режима дня ребенка, а также правила поведения и воспитания, которые они придерживаются. Няня, в свою очередь, должна быть открыта для принятия этих правил и готова регулировать свое поведение согласно требованиям семьи. Это поможет создать согласованность в подходе к воспитанию детей и обеспечит соответствие няни семейным ценностям и практикам.

Третий аспект — это установление взаимодействия и взаимодействие с детьми и другими членами семьи. Няня должна уметь наладить отношения с детьми, что включает понимание их индивидуальных потребностей, уважение и терпение. Важно, чтобы няня осознавала свою роль и не вмешивалась в семейные дела, однако она также должна быть готовой к участию в семейных мероприятиях и поддержке детей в развитии и реализации их потенциала.

Ключевым аспектом социальной адаптации няни является умение установить границы и обеспечить конфиденциальность. Няня должна быть профессиональной, соблюдать конфиденциальность семейных дел и не передавать информацию третьим лицам без согласия родителей. Одновременно, няня также должна быть готова к открытой коммуникации с родителями и обсуждению любых вопросов или проблем, которые могут возникнуть в процессе работы.

Наконец, постоянная обратная связь и оценка взаимодействия помогут обеспечить эффективность сотрудничества между няней и семьей. Родители могут регулярно общаться с няней, обсуждать ее работу, выражать благодарность за выполненные задачи и делиться своими пожеланиями или предложениями. Это позволит няне получить обратную связь о своей работе и вовремя вносить корректировки, если это необходимо.

Перейти к следующему уроку